Семинар по OpenOffice.org 2.0 в Волгограде

Вышел релиз OpenOffice.org 2.0

Штат Массачусетс против Microsoft




Рынок офисных приложений: microsoft недооценивает конкурента

Затянутый в долгий скандал с Google, лидер рынка офисных приложений практически не обращает внимания на растущую популярность ближайшего конкурента - офисных пакетов StarOffice/OpenOffice.org. Такой подход отчетливо прослеживается в недавней статье - Пивоваренная компания ПИТ выбирает для работы своих сотрудников Microsoft Office 2003, где microsoft впервые за долгое время приводит сравнение своего пакета с аналогами.

Конкуренция возвращается?

Несмотря на то, что сравнение явно не в пользу OpenОffice.org, начиная сравнивать продукты, microsoft фактически признает, что на казалось недавно монополизированном рынке появляются "новые" сильные игроки.

Напомню, что последние несколько лет прошли для microsoft под знаком тотального господства на рынке приложений для офиса и поводов для такого сравнения практически не возникало. Однако начиная с конца 2004 - начала 2005 года бурное развитие наблюдается в секторе приложений с открытым кодом: в декабре 2004 года была выпущена версия OpenОffice.org 1.1.4, которая по функциональным возможностям сопоставима с лучшими офисными пакетами, а в августе была представлен для тестирования OpenOffice.org 2.0 Beta2 - в котором изменения по сравнению с OpenОffice.org 1.1.x носят эпохальный характер: по заявлениям разработчиков объем добавленного и переработанного исходного кода составляет более 1 Гб.

Закрыть глаза на существование OpenОffice.org особенно на фоне значительного повышения интереса к opensourse-приложениям (Linux, Mozilla Firefox, Mozilla ThunderBird и другие) для microsoft уже достаточно сложно и поэтому в будущем нас ждет еще большая череда сравнений и обзоров с каждой противоборствующей стороны, а пока - одна из первых ласточек: каким видит microsoft позиции OpenOffice.org в настоящее время.

Шестиствольный аргумент

Аргументы "за" Microsoft Office не блещут новизной: это и широкая распространенность как дома, так и в бизнесе (обусловленная зачастую несоблюдением лицензионной политики), большой набор возможностей, тесная интеграция продуктов и т.п.

При этом среди этих аргументов есть ряд спорных, например, легкость открытия файлов, полученных по электронной почте (зачастую документы, подготовленные в разных версиях MSO, выглядят по-разному, что критично в бизнесе при подготовке разного рода договоров или контрактов) или неоднократно оспариваемый тезис о наилучшей совокупной стоимости владения.

Слово в поддержку ООо

Оставляя в стороне аргументы, которые приводятся в поддержку MSO (они достаточно известны), посмотрим внимательнее к недостаткам Ооо, на которые указывает в этой статье microsof.

Так, указывается, что для OpenOffice.org типично "ненадлежащее функционирование некоторых приложений" или, проще говоря, наличие множества ошибок (на компьютерном жаргоне - "багов" или "жучков"). Во-первых, ошибки присутствуют и в коде microsoft - и их достаточно много даже для компании, которая безопасность и работу по коду без ошибок ставит во главу угла. И если OpenОffice.org делает ставку на открытость кода, то microsoft - лишь на собственный персонал. Во-вторых, некоторые ошибки, которые вменяются в вину OpenОffice.org, на самом деле являются недоделками microsoft - например, некорректная работа с 1С является прямым следствием того, что формат *.xls является закрытым (коммерческим).

Из текста не совсем понятно, есть ли какие-то проблемы при работе с OpenОffice.org Writer, поскольку нет ни одного аргумента (хотя название приложения приведено - видимо, технические проблемы при подготовке статьи)

Помимо этого в статье указывается, что OpenОffice.org обладает малым количеством "необходимых функций и режимов работы". Не претендуя на полное сравнение этих двух комплектов, замечу лишь, что данная претензия относится к очень старым версиям программы, видимо, при сравнении использовалась очень старая версия OpenОffice.org и последняя версия MS Office 2003, что не является корректным.

Видно, что аргументация приведена в расчете на неискушенного пользователя, ни разу не видевшего в глаза OpenОffice.org: некоторые из приведённых "ошибок" являются следствием неумения работать с программой ("неправильно заданная область печати")

Не последняя ласточка

Без сомнения данная статья - не последняя в ряду публикаций, где маркетологи будут сравнивать возможности продуктов и приводить всё новые доводы в пользу того или иного комплекта.

И это радует: тот факт, что у microsoft появлся сильный конкурент, говорит о том, что у пользователей появится возможность выбрать наиболее подходящие программы, а кроме того - стимулирует производителей на дальнейшее развитие офисных приложений, от чего выиграют все заинтересованные стороны.


Андрей Круглов, тренинговая компания "Лента"